Зимний дворец Елизаветы Петровны – это шедевр барочной архитектуры, который является главным дворцом России. Он расположен на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
У каждого здания своя судьба, как у человека. Эти судьбы могут быть самыми разными: известными и неизвестными, яркими и незаметными. Однако императорские дворцы по определению пользуются всеобщей известностью.
Обычай делить дворцы на зимние и летние уходит своими корнями во времена Московского царства. Весной царские семьи уезжали из Теремного дворца Московского Кремля в Измайловское или Коломенское. Точно так же и мы с радостью стараемся переехать в тёплое время года на свои дачи.
У каждого здания своя судьба, как у человека. Эти судьбы могут быть самыми разными: известными и неизвестными, яркими и незаметными. Однако императорские дворцы по определению пользуются всеобщей известностью.
Обычай делить дворцы на зимние и летние уходит своими корнями во времена Московского царства. Весной царские семьи уезжали из Теремного дворца Московского Кремля в Измайловское или Коломенское. Точно так же и мы с радостью стараемся переехать в тёплое время года на свои дачи.
"Фабрика Интерьера" предлагает профессиональные услуги по дизайну и пошиву штор на заказ. Мы специализируемся на создании уникальных и стильных штор, которые подчеркнут индивидуальность вашего интерьера в Санкт-Петербурге и по России.
История
1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна решила расширить Зимний дворец и сделать его своей главной парадной резиденцией. Для этого были приобретены участки, на которых располагались дома Рагузинского и Ягужинского на Дворцовой набережной.
Проект нового дворца утверждался до июня 1752 года. После этого началось грандиозное строительство, которое продолжалось восемь лет.
Архитектором Зимнего дворца в Санкт-Петербурге был Бартоломео Франческо Растрелли, который также являлся главным царским зодчим.
Работы продвигались невероятно быстро, так как стареющая императрица очень хотела занять свою новую резиденцию. Она поселилась в ней задолго до окончания строительства. Однако принимал готовый дворец уже император Пётр III в апреле 1762 года.
Проект нового дворца утверждался до июня 1752 года. После этого началось грандиозное строительство, которое продолжалось восемь лет.
Архитектором Зимнего дворца в Санкт-Петербурге был Бартоломео Франческо Растрелли, который также являлся главным царским зодчим.
Работы продвигались невероятно быстро, так как стареющая императрица очень хотела занять свою новую резиденцию. Она поселилась в ней задолго до окончания строительства. Однако принимал готовый дворец уже император Пётр III в апреле 1762 года.
В 1754 году на строительстве Зимнего дворца работало 1000 каменщиков. К 1756 году их число увеличилось до 1900 человек, а к 1757 — до 2323. В 1758 году на стройке было уже 2250 каменщиков. Большинство из них были профессионалами из разных губерний.
Для ускорения процесса строительства использовался труд арестантов, так как условия работы и жизни были крайне тяжёлыми. К 1759 году были завершены работы по кладке каменных стен, а дворец был подведён под крышу. До 1762 года проводились фасадные и отделочные работы.
В результате был построен Зимний дворец Елизаветы Петровны, который представлял собой прямоугольник длиной 152 метра и шириной 117 метров. Высота дворца составляла 23,5 метра. Внутри дворца был большой двор.
Важно отметить, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.
Сейчас здание Зимнего дворца воспринимается как Государственный Эрмитаж, в залах которого расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Однако это не совсем верно.
Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет. Он включает в себя несколько зданий:
* Зимний дворец (1754-1762);
* Малый Эрмитаж (1764-1775);
* Старый Эрмитаж (1771-1787);
* Эрмитажного театра (1783-1787);
* Нового Эрмитажа (1839-1851).
Каждая из этих архитектурных жемчужин имеет свою уникальную историю. Но, несмотря на это, Зимний дворец и по сей день остаётся сердцем этого архитектурного комплекса.
Для ускорения процесса строительства использовался труд арестантов, так как условия работы и жизни были крайне тяжёлыми. К 1759 году были завершены работы по кладке каменных стен, а дворец был подведён под крышу. До 1762 года проводились фасадные и отделочные работы.
В результате был построен Зимний дворец Елизаветы Петровны, который представлял собой прямоугольник длиной 152 метра и шириной 117 метров. Высота дворца составляла 23,5 метра. Внутри дворца был большой двор.
Важно отметить, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.
Сейчас здание Зимнего дворца воспринимается как Государственный Эрмитаж, в залах которого расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Однако это не совсем верно.
Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет. Он включает в себя несколько зданий:
* Зимний дворец (1754-1762);
* Малый Эрмитаж (1764-1775);
* Старый Эрмитаж (1771-1787);
* Эрмитажного театра (1783-1787);
* Нового Эрмитажа (1839-1851).
Каждая из этих архитектурных жемчужин имеет свою уникальную историю. Но, несмотря на это, Зимний дворец и по сей день остаётся сердцем этого архитектурного комплекса.
Главные помещения дворца
Дворец имеет четыре угловых корпуса (ризалит), которые соединяют остальные залы, галереи, жилые помещения и кладовые. Всего в здании более 460 комнат.
Когда мы попадаем в здание, первое, что мы видим в северо-восточном ризалите — это парадная Иорданская лестница. Она сохранила барочный декор. По легенде, в Крещение крестный ход спускался по этой лестнице к Неве, чтобы окунуться в прорубь. От этого лестница и получила своё название.
Лестница украшена множеством декоративных элементов: колоннами, лепниной, зеркалами, статуями и огромным плафоном, созданным итальянскими живописцами.
Когда мы попадаем в здание, первое, что мы видим в северо-восточном ризалите — это парадная Иорданская лестница. Она сохранила барочный декор. По легенде, в Крещение крестный ход спускался по этой лестнице к Неве, чтобы окунуться в прорубь. От этого лестница и получила своё название.
Лестница украшена множеством декоративных элементов: колоннами, лепниной, зеркалами, статуями и огромным плафоном, созданным итальянскими живописцами.
Большой тронный или Георгиевский Зал
Этот зал находится в северо-западном ризалите и является главным тронным залом Российской империи. Он отличается строгой и величественной архитектурой. Стены отделаны белым каррарским мрамором, а колонны выполнены в стиле коринфского ордера. Также в интерьере присутствуют пилястры и кессонированный потолок, который подвешен к железным конструкциям. Золочёная бронза и цветной мрамор дополняют общий вид зала.
Дворцовый театр
Театр расположен в юго-западном ризали́те. Он претерпел множество изменений и перестроек и теперь является одной из главных достопримечательностей этого места.
Зрительный зал театра выполнен в виде амфитеатра. Его полуколонны и лепная гирлянда создают особую атмосферу.
Сейчас в театре проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, а также научные конференции, семинары и симпозиумы. В фойе регулярно проводятся выставки.
Зрительный зал театра выполнен в виде амфитеатра. Его полуколонны и лепная гирлянда создают особую атмосферу.
Сейчас в театре проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, а также научные конференции, семинары и симпозиумы. В фойе регулярно проводятся выставки.
Большая церковь Зимнего дворца
В юго-восточной части дворца находится собор — самое торжественное и роскошное помещение Зимнего дворца.
Стены собора украшены орнаментами и изображениями порхающих «путти» — декоративных фигур маленьких мальчиков, характерных для искусства барокко и ренессанса.
Иконостас собора, его резьба и живопись гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Позолоченный купол, возвышающийся над крышей дворца, поражает своим изяществом в стиле барокко.
Во время экскурсии по Зимнему дворцу невозможно не восхищаться великолепными орнаментами, покрывающими своды. Оконные рамы и многие стёкла царских времён, интерьеры в различных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский стиль и даже будуар с восточным колоритом — всё это великолепие трудно описать словами, его лучше увидеть своими глазами.
Стены собора украшены орнаментами и изображениями порхающих «путти» — декоративных фигур маленьких мальчиков, характерных для искусства барокко и ренессанса.
Иконостас собора, его резьба и живопись гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Позолоченный купол, возвышающийся над крышей дворца, поражает своим изяществом в стиле барокко.
Во время экскурсии по Зимнему дворцу невозможно не восхищаться великолепными орнаментами, покрывающими своды. Оконные рамы и многие стёкла царских времён, интерьеры в различных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский стиль и даже будуар с восточным колоритом — всё это великолепие трудно описать словами, его лучше увидеть своими глазами.
Как добраться
До Дворцовой площади можно доехать на метро. Станция «Адмиралтейская» находится в 900 метрах от площади, на фиолетовой линии. Также можно воспользоваться станциями «Невский проспект» на синей линии (1,1 км) и «Гостиный Двор» на зелёной линии (1,6 км).
Наземным транспортом
- На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
- На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
- На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252
От аэропорта и вокзалов
Из аэропорта Пулково вы можете доехать до станции метро «Московская» синей линии. Все автобусы и маршрутные такси следуют до этой станции. До «Невского проспекта» (также синяя линия) вы доберётесь без пересадок.
Выйдя из метро, следуйте по каналу Грибоедова и пройдите по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства. Справа вы увидите арку Генерального штаба, которая ведёт на Дворцовую площадь.
От Московского вокзала вам нужно попасть на зелёную линию. Для этого перейдите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы окажетесь на станции «Гостиный двор» зелёной линии, которая, как и «Невский проспект» синей линии, выходит на канал Грибоедова.
От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания». Затем перейдите на «Маяковскую» и доберитесь до «Гостиного двора».
От Балтийского и Витебского вокзалов вы можете проехать одну остановку до станции «Технологический институт» красной линии, а затем пересесть на синюю линию и проехать две остановки до станции «Невский проспект».
От Ладожского вокзала, если вы находитесь на станции «Ладожская» жёлтой линии, вам нужно проехать две остановки до станции «Площадь Александра Невского» и пересесть на зелёную линию. Затем проследуйте две остановки до станции «Гостиный двор».
Выйдя из метро, следуйте по каналу Грибоедова и пройдите по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства. Справа вы увидите арку Генерального штаба, которая ведёт на Дворцовую площадь.
От Московского вокзала вам нужно попасть на зелёную линию. Для этого перейдите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы окажетесь на станции «Гостиный двор» зелёной линии, которая, как и «Невский проспект» синей линии, выходит на канал Грибоедова.
От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания». Затем перейдите на «Маяковскую» и доберитесь до «Гостиного двора».
От Балтийского и Витебского вокзалов вы можете проехать одну остановку до станции «Технологический институт» красной линии, а затем пересесть на синюю линию и проехать две остановки до станции «Невский проспект».
От Ладожского вокзала, если вы находитесь на станции «Ладожская» жёлтой линии, вам нужно проехать две остановки до станции «Площадь Александра Невского» и пересесть на зелёную линию. Затем проследуйте две остановки до станции «Гостиный двор».
На машине
На автомобиле парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).